Блог сисадмина

Журнал системного администратора

Опубликовано: 26.08.2013
журнал сисадмина

Хороший системный администратор не только знает, что, где и как необходимо настраивать, но и помнит, какие параметры конфигурации системы изменял, а главное – зачем изменял. Но проходит месяц, второй и требуется расширить сеть, подключить дополнительный канал доступа в интернет или предоставить доступ к компьютеру из внешней сети. И вот – сеть не работает, доступ предоставить не удается, пользователи не могут авторизоваться в системе. А все потому, что админ забыл, какие настройки безопасности в групповых политиках он делал пару месяцев назад, какие адреса присвоены компьютерам сети, какие службы были отключены и т.п. В результате тратится много времени и сил, чтобы найти и устранить проблему. Во избежание всех этих неприятностей рекомендуется вести журнал системного администратора.

Запомните: любое изменение инфраструктуры должно быть спланировано и задокументировано!

В журнале администратора необходимо в хронологическом порядке регистрировать все изменения, производимые в сети. А также заносить все важные данные о конфигурации компьютеров, сети, программного обеспечения и их изменении. Записи можно вести в электронном виде (например, в таблице Excel) или в бумажном варианте (что менее удобно). Электронный документ или тетрадь с журналом необходимо держать в надежном месте, чтобы никто посторонний не имел к нему доступ.

Форма журнала может быть произвольной. Рекомендуется заносить в него дату, время и суть информации, разделенной по следующим категориям:

Компьютеры (рабочие станции):

  • имя компьютера
  • рабочая группа
  • IP-адрес
  • установленная операционная система
  • сведения об аппаратной части компьютера (процессор, оперативная память, объем жесткого диска и т.п.)
  • сведения об изменениях в аппаратной части и установки программного обеспечения (например: заменена видеокарта по причине неисправности старой; установлен Adobe Photoshop и т.п.)
  • особые настройки (например: в групповых политиках запрещен доступ к ПК из сети и т.п.)

Сеть:

  • архитектура, схема сети
  • IP-адреса компьютеров
  • другая информация, касающаяся сетевой инфраструктуры

Желательно также нарисовать графическую схему сети (не обязательно в графической программе, можно от руки) и обозначить основные узлы: коммутаторы, сервера, общие принтеры, роутеры и т.п.

схема локальной сети

Обязательно указывайте адреса серверов с базами данных, интернет-шлюза, почтовых серверов, маршрутизаторов, использующихся в вашей организации. Для обычных рабочих станций можно указать диапазон IP-адресов (например: бухгалтерия: 192.168.1.20 – 192.168.1.40).

Сервера:

  • назначение
  • сетевое имя и IP-адрес сервера
  • расположение сервера
  • важнейшие настройки и т.п.

Пользователи:

  • дата добавления учетной записи пользователя
  • логин
  • пароль
  • группа
  • основной компьютер пользователя
  • ФИО
  • должность
  • отдел
  • сетевые и другие логины и пароли, которые вы назначали для данного пользователя

Программное обеспечение:

  • сведения об установленном программном обеспечении
  • приобретенные лицензии и срок их окончания (например, 26.07.2013 купили антивирус DrWeb на 10 компьютеров на сумму XXXX рублей, лицензия истекает 01.02.2015)

Работы по обслуживанию сети и серверов (работы по обслуживанию рабочих станций пользователей можно вести в разделе “Компьютеры”).

Работы по устранению неисправностей в аппаратной и программной частях

Безопасность: особые настройки оборудования для повышения уровня безопасности, инциденты безопасности (например: обнаружена хакерская атака на веб-сервер XXX, настроен межсетевой экран и маршрутизатор, устранены уязвимости в ПО сервера).

Вы можете добавить собственные разделы, исходя из специфики вашей IT-инфраструктуры. Конечно, ведение журнала займет некоторое время, но зато в любой момент вы сможете объективно оценить ситуацию, быстро устранить проблемы в работе сети или пресечь инциденты по безопасности, вместо того, чтобы копаться в настройках и гадать, где и какой флажок вы поставили пару месяцев назад. Не говоря уже о том, что такой дневник – хороший показатель вашей работы и профессионализма.

Если у вашего руководства вдруг возникнут какие-то вопросы о том, чем вы занимались на работе в то или иное время – вы всегда сможете обратиться к своему журналу и четко ответить, что именно делали.

Еще один плюс журнала: если вы переходите на работу в другую компанию и вам необходимо передать все дела своему приемнику, то, имея такой журнал, это можно будет сделать намного быстрее и проще как для вас, так и для него.

Просмотров: 7 594                                                                                      
Другие статьи схожей тематики:
Комментарии (5)
  1. Спасибо за статью! Я начинающий сисадмин-- и журнал для меня просто находка!

  2. Большое спасибо. До ведения журнала я конечно додумался и сам, но вот за структуру журнала спасибище)) Осталось только избавиться от лени, что мешает заполнять этот журнал)))

  3. Это точно Память в любом деле нужна А развивать ее нужно постоянно Мозг он как мышцы, если их не качать то они пропадут. Так и мозг, если не напрягать то потом ex тяжело будет его привести в чувство. Люблю когда надо задачи поставленные решать надо. Я сам лет 15 с компьютерами не расстаюсь. Сей час работаю компьютерным мастером, устал на дядек работать. И мне хорошо от того, что задачи меняются не то что из-за дня в день, а через часа 2 , 3 и я от этого кайфую, когда они выполнены и не то что просто на так. А сделаны как себе и я знаю что мне переделывать не надо. С разрешения админа сайта, с его позволения, покажусь кто я www.helpsetup.ru/about%20me.html

  4. Простите пропустил Работаю на себя без дядек )))

  5. этот журнал конечно больше для себя(т.к. нигде не регламентирован), а как насчет остальной нужной номенклатуры: инвентаризационный учет, журнал учета выдачи электнонных носителей и т.п. и т.д.?


Комментировать

Trackbacks are disabled.